XXXXPro.Ru Почему Компьютеры

Почему так часто заканчиваются неудачей космические экспедиции автоматических аппаратов к Марсу и в чем принципиальная разница между ними и полетом человека на красную планету.

      Если в ясную безлунную ночь попробовать отыскать на звездном небе Марс, то даже подготовленный человек не всегда быстро справится с этой задачей. Марс находится так долеко от Земли, чт выглядит обыкновенной маленькой звездочкой, заблудившейся среди многочисленных созвездий. Гигантское расстояние, разделяющее наши планеты, всегда было серьезным препятствием на пути космических аппаратов. Статистика запусков автоматических станций к Марсу показывает, что 7 из 10 миссий на соседнюю планету заканчивались неудачей. Задач по возврашению космических аппаратов обратно на Землю пока не ставилось, но вероятность успешного их решения, по всей видимости, еще ниже. Иными словами, если к Марсу запустить 10 космических кораблей, долетят к намеченной цели только 3, а на Землю вернется, в лучшем случае, 1. Так высоки риск и цена марсианских экспедиций! Недаром из за больших потерь космических аппаратов сложился устойчивый стереотип - "загадка красной планеты" .

      После каждой неудачи специалисты пытаются разобраться в ее причинах, но сделать это бывает очень непросто или даже невозможно.

      Современные средства вычислительной техники позволяют рассчитать параметры траектории полёта к Марсу в каждом конкретном случае довольно точно. Однако космический корабль всегда летит по другой траектории, близкой к рассчетной. Это означает, что когда ее параметры выходят за определенные пределы, нужно производить коррекцию. Делается это по команде с Земли с помощью основного и вспомогательных двигателей. Если двигатели по какой-либо причине не включатся или отработают больший или меньший необходимого промежуток времени, отклонение от рассчетной траектории может стать настолько значительным, что космический аппарат не достигнет цели своего полёта. Он прилетит к той точке орбиты Марса, в которой планеты не окажется. При подлете к Марсу необходимо привести в действие тормозные двигатели. Это делается для того, чтобы уменьшить потенциальную скорость космического корабля, задаваемую ему Землей при движении по своей орбите. В противном случае разница между орбитальнми скоростями планет в 6 км/с окажется выше второй космической скорости для Марса (примерно 4,5км/с), и космический корабль не выйдет на орбиту вокруг планеты, а пройдет мимо Марса через его разреженную атмосферу даже на бреющем полете. Прямое же попадание в планету, естественно, приведет к его разрушению. Сбои в работе или выход из строя систем связи и ориентации могут привести к аналогичному результату. В таких случаях говорят о потере космического аппарата. В последнее время, особенно на этапе непосредственного проведения исследований Марса и его спутников, космические аппараты работают совершенно автономно, без участия Земли, и если с ними даже потеряна связь, могут успешно выполнить свою программу. Только мы об этом никогда не узнаем.

      Космическая техника постоянно совершенствуется и работает в самых экстремальных условиях. Поэтому считать потери автоматических станций, направляемых для исследования Марса, чисто техническими проблемами было бы несправедливо. Нельзя исключать воздействия и внешних факторов на конструкцию аппаратов. К примеру, в промежутке между Марсом и Юпитером находится пояс астероидов, фрагменты которого достигают орбиты Марса. Кратеры на его поверхности, скорее всего, результат падения наиболее крупных из них. Столкновений аппаратов при подлёте к Марсу с этим космическим мусором, к сожалению, исключить нельзя.

      Миссия человека на Марс столкнется с теми же трудностями. Разница заключается в решении дополнительных задач, которые поставит ее выполнение. Это: уязвимость человеческого организма перед космосом, необходимость возвращения космического корабля обратно на Землю и невозможность оказания помощи находящемуся в полёте экипажу, терпящему бедствие. Требования к надёжности всех систем корабля и обеспечению безопасности полёте на нем будут очень жесткими. Возможно, в связи с большой продолжительностью марсианскойй экспедиции, придётся рассмотреть несколько ее вариантов, которые предпологают выполнение подготовительного этапа. Такие варианты существуют. Они включают в себя создание запасов топлива, воды, продовольствия и кислорода на спецальных базах по дороге к Марсу. Возле самой планеты подобные функции возьмет на себя орбитальная станция. В этом случае подготовка экспедии для высадки человека на красную планету займет гораздо больше времени, чем сам полёт, и растянется на долгие годы.

      О своих амбициях относительно Марса уже заявили 3 государства: Россия, США, Китай. К сожалению Россия в последнее время растеряла свои позиции в космосе и ей осуществить марсианский проект, увы, пока не под силу. США окончательно не определились, что для них лучше - лететь к Марсу или бомбить "плохие" государства, которые не любят американцев. Что касается Китая, то пилотируемая космонавтика там находится в зачаточном состоянии, и единственное, что могут сделать китайцы- увлечь нас своим энтузиазмом...

Перейти на главную страницу сайта




The List of Russian Web Servers WebList.Ru
m3x.ru - магазин, где покупают мечту ...


© Messia, 2004. При использовании материалов сайта ссылка на первоисточник обязательна.
В случе, если первоисточник не указан явно, им следует считать сайт "Все про Марс"
По всем вопросам пишите: mitek2004@inbox.ru
Сайт размещен на Narod.Ru

Hosted by uCoz